23 ноября 2014 года исполнилось 5 лет со дня подписания федерального Закона №261 ФЗ , который, в числе прочего, обязывает всех потребителей учитывать расход коммунальных ресурсов — единственный реальный показатель энергоэффективности зданий и сооружений. «Пятилетка» — своеобразный символический рубеж для России, время оглянуться назад и оценить, насколько близко коммунальное хозяйство подошло к обозначенной цели.
В первоначальной редакции ФЗ-261 содержалось требование об оснащении приборами учета воды, электроэнергии, тепла и газа всех зданий и сооружений, за исключением жилых, до 1 января 2011 года, и жилых домов — до 1 января 2012 года. Более того, начиная с 1 января 2012 года во всех вновь построенных или отремонтированных многоквартирных домах должны были быть установлены индивидуальные (поквартирные) приборы учета тепла.
Последнее заслуживает особого внимания, поскольку в России исторически никогда ранее поквартирный учет тепла не использовался. «Можно сказать, что 261-й закон открыл новый рынок, — отмечает Светлана Никитина, руководитель направления «Поквартирный учет тепла» компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования. — На момент принятия закона многие специалисты считали, что наладить индивидуальный учет тепла в домах с вертикальной однотрубной системой отопления, которые преобладают в России, невозможно. Однако сегодня многие новые жилые здания сдаются в эксплуатацию с предустановленной системой поквартирного учета тепла на основе радиаторных распределителей. Разработана и приведена в соответствие с действующим законодательством также методика учета, а необходимое программное обеспечение мы предоставляем расчетным центрам бесплатно».
К сожалению, по словам специалиста, законодательная и нормативная база в области учета тепла несколько отстали от технической реализации, и поэтому требование закона не было выполнено в срок. Но уже по итогам 2014 года жители первых многоквартирных зданий, где была установлена система учета INDIV AMR, получат перерасчет.
Тем не менее, в целом ситуация остается неоднозначной, поскольку для реализации повсеместного поквартирного учета тепла необходимо сперва наладить подомовой. И здесь далеко не все гладко. Даже несмотря на то, что предусмотренные законом сроки неоднократно переносились, учет и по сей день не работает в полном объеме. Причем ситуация по стране крайне неоднородна. Так, например, в Москве приборами учета тепла оснащены практически все многоквартирные дома, хорошие показатели имею также Казань и Татарстан в целом. Однако в среднем теплосчетчиками оснащены лишь 50-70% многоквартирных домов в городах-миллионниках, и если исключить лидеров, то цифры окажутся еще ниже, особенно в провинции. И даже там, где теплосчетчики в домах установлены, их статус зачастую остается неопределенным, а обслуживание не производится.
Во многом эта ситуация объясняется отсутствием подвижек в деле энергетической паспортизации жилых зданий, которая также была предусмотрена законом «Об энергосбережении». «Паспортизация жилых домов пока не работает, поскольку законодательством не определены требования к паспортам, не совсем корректно определены классы энергетической эффективности и совсем не понятно для чего они внедрены. Изначально подразумевалось внедрение градации тарифов для эффективных и неэффективных домов, но этот стимул не будет работать, поскольку износ жилого фонда по стране превышает 50%, а механизмы санации жилого фонда не работают», - считает Вадим Банников, директор НП СРО «Гильдия Энергоаудиторов».
«После принятия закона очень быстро выяснилось, что никто толком не знает, как его применять на практике, – комментирует Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании Danfoss. – Отсутствие подзаконных актов, технических регламентов и нормативов, полная несогласованность в действиях игроков рынка и различных регулирующих структур привели к тому, что первые 2-3 года ушли на разговоры, и только потом начались какие-то осмысленные действия. И то, главным образом, в части подготовительных мероприятий. В результате, только спустя 5 лет наконец расставлены все точки над «i» и стало реальным осмысленное движение к намеченной цели».
По мнению Вадима Банникова («Гильдия Энергоаудиторов»), в общем проделанную за 5 лет работу по повышению энергетической эффективности ЖКХ можно оценить как удовлетворительную. Однако если в ближайшее время не будет принят ряд ключевых решений, то все, что сделано, может оказаться напрасным.
«Например, на государственном уровне было принято очень важно решение по финансированию капитальных ремонтов за счет средств собственников жилья. Однако в очередной раз не предусмотрели механизмов прироста вложенных средств, а ведь сроки их аккумуляции большие. Если в ближайшее время государство в сотрудничестве с банками и профессиональным сообществом строителей и инженеров не предложит механизмов кредитования, то через несколько лет, когда жильцы увидят, насколько обесценились их взносы в фонды капитального ремонта, мы можем получить «обманутых вкладчиков»», – комментирует эксперт.