29 ноября 2016 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подверг критике предложение Роспотребнадзора о снижении температуры подаваемой в жилые дома горячей воды с 60 до 50°C. «Я собрал специалистов, и общий вывод такой: этого делать не следует. Мы не будем принимать изменения в СанПиН, все останется как есть сегодня», — отметил премьер. С этим выводом согласны и эксперты коммунальной отрасли, которые называют инициативу Роспотребнадзора неоднозначной, опасаясь возможного ухудшения эпидемиологической ситуации и вспышек легионеллеза — острого инфекционного заболевания, возбудитель которого активно размножается в трубопроводах с теплой водой.
«Возбудители инфекционных заболеваний могут жить даже в хлорированной воде, если она недостаточно подогрета. Если снизить температуру горячей воды, то ее придется исключать из бытового оборота или сокращать ее использование, в частности для мытья посуды», — комментирует Михаил Аншаков, председатель российского «Общества защиты прав потребителей».
«В Роспотребнадзоре посчитали, что снижение температуры позволит экономить энергоресурсы. Однако для этого можно просто изменить график подачи воды таким образом, чтобы обеспечить периодическое повышение ее температуры до 60°C, например в ночное время, когда потребление минимально. Это позволит и платежи за ГВС снизить, и о легионелле не беспокоиться», — считает Антон Белов, заместитель директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
Также специалист высказывает сомнения относительно экономического эффекта от снижения температуры горячей воды, поскольку ее расход в этом случае возрастет, а значит, придется увеличивать диаметр трубопроводов, мощность сетевых насосов, менять запорно-регулирующую арматуру. Это потребует дополнительных затрат, которые могут свести на нет эффект от предполагаемой экономии.
«Понятно, что коммунальные сети изношены и нуждаются в реконструкции. Но тогда куда рациональнее вообще отказаться от централизованного горячего водоснабжения и переходить на схему с индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП) в каждом здании. В этом случае подогрев воды для ГВС и системы отопления происходит непосредственно в домах, к которым подводится только холодная бытовая вода и техническая горячая вода из теплосети», — объясняет Антон Белов.
Сегодня такая схема тепло- и водоснабжения активно принимается на вооружение при новом строительстве и капитальном ремонте жилых зданий во многих российских городах. Она позволяет добиться значительной экономии энергоресурсов и затрат на прокладку трубопроводов, а также снижения коммунальных платежей. При этом жители могут сами решать, какой температуры должна быть горячая вода в их домах.
Например, установка ИТП в многоквартирном жилом доме № 9 по улице Иосифа Каролинского в Сургуте позволила сократить потребление тепла в системах отопления и ГВС более чем на треть по сравнению с нормируемой величиной. При этом собственники жилья платят за отопление втрое меньше, чем жильцы соседних домов.
Минимальный уровень температуры бытовой горячей воды был установлен на отметке 60°C в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Это температура, при которой прекращается рост легионеллы — возбудителя острого инфекционного заболевания, излюбленным местом обитания которого являются теплые пресные водоемы, а также емкости и трубы с теплой водой. Нижняя граница благоприятной для развития легионелл температуры находится на отметке 20°C, поэтому холодная вода не может стать источником опасной инфекции.